Опубликовано

ПОНЯТИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕЁ РАЗВИТИЯ

Перед прочтением статьи, прошу обратить внимание, что текст данной статьи взят из книги 1974 года, и то, что в ней написано, никакого отношения к сегодняшним современным реалиям, специалистам, архитектуре и т. д. — не имеет. В данной статье описано, «как было», «как должно быть», но НЕ «как есть». Нужно очень чётко понимать, что сегодня совсем всё по другому, и всё, что мы сегодня имеем не только в вопросах архитектуры, но ив принципе в вопросах строительства, по накатанной катится всё ниже и ниже, постоянно пробивая очередной слой дна. Именно поэтому, данная статья приведена для того, чтобы, показать читателю, насколько, всего лишь за малую кроху лет и времени, произошла подмена понятий, и на сколько сегодня тема строительства, проектирования, архитектуры деградирована и уничтожена! Будут ли изменения в этих вопросах? Возможно будут, только вопрос — в какую сторону? В лучшую? Лично я-очень сильно сомневаюсь! Приятного прочтения, здравого осмысления, адекватного понимания! © Д.Ц.

Слово архитектура имеет несколько значений. Под архитектурой понимают как искусство проектировать, так и результаты этого труда в виде различного рода зданий, сооружений и их комплексов, пред­назначенных для удовлетворения материальных потребностей чело­века. Слово «архитектура» древнегреческого происхождения и в пере­воде означает «главное строительство». Термин этот первоначально утверждал ведущее значение архитектуры во всех технических об­ластях знаний. Архитектура одновременно решает три задачи — функциональную, конструктивную и художественную, причем в каждом произведении эти качества диалектически взаимосвязаны, дополняют друг друга, создавая единое целое. Комплекс требований к архитектуре здания в общем виде был сформулирован еще в I в. до н. э. древнеримским зодчим Марком Витру­вием в его трактате «Десять книг об архитектуре». Формула Витру­вия «Польза, прочность, красота» до настоящего времени не потеряла своего значения. Следует иметь в виду, что первобытному человеку были известны лишь самые простейшие средства художественной обработки материала — более или менее тщательная отделка и простая раскраска его. Потребовались тысячелетия, чтобы человек овладел более слож­ными средствами архитектурной выразительности. К таким средствам, известным зодчим рабовладельческого строя, относятся пропорцио­нальность частей здания, масштабность, соподчиненность, ритм и др. Из архитектуры рабовладельческих государств наибольший ин­терес представляет архитектура древних египтян, греков и ри­млян. Начало расцвета рабовладельческого строя в Древнем Египте ис­торики относят к III тысячелетию до н. э. Древнеегипетским фарао­нам, которые порабощали в те отдаленные времена соседние народ­ности и владели сотнями тысяч рабов, была известна простая коопера­ция труда — совместное участие групп людей в различных связан­ных между собой трудовых процессах. Новые экономические и технические возможности древнеегипет­ское государство использовало для строительства колоссальных храмов и пирамид. Архитектура пирамид, служивших местами погре­бения фараонов, в своем развитии шла от простых конструкций к бо­лее сложным и совершенным. Следует иметь в виду, что каждое сооружение, создаваемое в пер­вую очередь для определенных практических целей, оказывает своими формами и размерами то или иное эмоциональное воздействие на че­ловека. О силе этого воздействия знали еще в древности. Господствующие классы нередко использовали это свойство архи­тектуры в интересах упрочения своей власти. Именно идея всеподавляющей мощи фараонов Древнего Египта своеобразно выражена ла­коничными формами колоссальных пирамид, вызывающих у человека чувство подавленности. Крупнейшим комплексом египетских пирамид являются пирамиды в Гизе. Самая значительная по размерам пирамида Хуфу (XXIX в. до н.э.) имела 146,6 м в высоту, что соответствует высоте 45-этажного совре­менного жилого дома; длина каждой стороны основания равна 233 м. Пирамиду строили 20 лет и 10 лет — дорогу к каменоломням. Объем пирамиды превышает 2 500 000 м3. Колоссальные размеры имели и египетские храмы; например, колонны храма Амона в Карнаке имеют высоту 20,4 м при диаметре 3,5 м.

Уровень развития архитектуры находится в зависимости от уровня производительных сил общества и от формы социально-экономических отношений, а если иметь в виду рабовладельческий строй и феодализм, то на архитекту­ру значительно влияли также религиозные воззрения и культовые обряды. В результате взаимодействия материально-технических факторов, социальных идей и эстетических идеалов складывались определенные архитектурные стили. Архитектурный стиль в самом общем смысле слова определяется общностью конструктивных и художественно-композиционных прие­мов. Так, для архитектурного стиля Древнего Египта характерны мас­сивные каменные сооружения с лаконичными малорасчлененными формами и четкими пропорциями. Устойчивость форм египетской ар­хитектуры объясняется, с одной стороны, медленным развитием про­изводительных сил и технических приемов, а с другой — устойчивостью религиозных воззрений и обрядов, наложивших неизгладимый отпеча­ток на архитектуру культовых сооружений. Архитектура Древней Греции и Рима, достигнув более высокого уровня и подняв общую культуру на более высокую ступень по срав­нению с ранними рабовладельческими государствами — Египтом, Шумером, Ассирией и Вавилоном, способствовала развитию ремесел, науки, торговли, искусств, возникновению городов-государств с не­известными ранее типами культовых и общественных зданий с рацио­нальными (экономичными) конструкциями и художественно совершен­ными формами.

Продолжение следует…